Турист Наталья Путешественница (nat4450)
Наталья Путешественница
была 18 августа 11:43

А все ли зависит от фантазии зодчих?

72 17

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Балахна)

Мы – люди, если хотим понять что-то – например, культуру, какого-либо народа, стараемся узнать хотя бы какие-то азы, чтобы понимать «язык», который нам придется «услышать». Иначе мы только увидим, а вот поймем ли?

Если посмотреть наши с вами туристические альбомы, то практически в каждом из них найдем немало фотографий различных соборов и храмов. Мы восторгаемся красотой, но, чаще всего, не понимаем это строение. Даже если знакомы с эпохой и историей создания этого архитектурного творения.

Много путешествуя, перед моими глазами предстала такая масса различных соборов разных форм и цвета, что я задумалась: «А все ли зависит от фантазии зодчих?»

Символика храмов

Тысячелетнее бытие христианства привело к развитию национальных стилей и черт в архитектуре и интерьере храмов у разных народов. В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим (читай — модным) во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, практически каждый элемент православного храма несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и еще о многом другом.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, потому и считается, что главное в храме — это купола. К ним особое внимание и отношение. Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то прочитаем, что купол — это выпуклая крыша, свод в виде полушария. А купол в церкви — есть символ духовного неба, являясь одновременно не только символом небесного (сфера), но и вечного (круг).

Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, как знамение искупительной победы Христа и в его славу.

Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.

Купол храма может быть разной формы, цвета, имеет разное количество глав.

Раньше я думала, что все это зависит от фантазии зодчих и наличия у прихода средств.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Балахна)

Оказалось, все не так просто: разное количество куполов или глав у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Анализ архитектуры куполов храмов разных религий, утверждают некоторые исследователи, подводит к мысли, что православные храмы Руси и России даже больше похожи на храмы мусульманские и индийские, чем на католические и Византийские (традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии).

Как понимать многообразие в русском храмовом зодчестве, которое имеет свое символическое значение по разным признакам?:

— количество куполов, венчающих храмы:

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Такие храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху (церковь Покрова на Нерли

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(подробнее читай здесь — само совершенство), церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре,

А все ли зависит от фантазии зодчих?

Дмитриевский собор во Владимире

А все ли зависит от фантазии зодчих?

Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда получался

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

А все ли зависит от фантазии зодчих?

Я фотографировала когда церковь была на реставрации, потому захватила лишь колокольню. Церковь же выглядит так:

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(из интернета)

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу,

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Суздаль)

хотя и не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Новгороде). .

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света (встречается редко).

Пятиглавый храм: (наиболее распространенные на Руси)- один из куполов возвышается над другими, символизирует Иисуса Христа, остальные — четырех евангелистов.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Суздаль)

Строительство пятикупольных храмов активно ведется и в наши дни (храм Христа Спасителя, сравнительно недавно возрожденный в Москве). Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в

Шестиглавый храм (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Уфа)

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Тюмень)

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Суздаль)

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Москва)

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(из интернета)

Деревянный храм Николая Чудотворца на Троицкой горе. Все 33 главы храма крыты фигурным осиновым лемехом, который в ясную погоду играет цветом от глубоких благородно-серебристых теней до золотистых солнечных бликов.

— форма купола:

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Самара)

Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Екатеринбург)

Менее распространены формы:

зонтичный купол

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Москва)

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Москва)

и грушевидный.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Пермь)

Необходимо признать и тот факт, что в архитектуре христианских храмов зачастую налицо эклектика стилей.  Кроме того, если отклониться от рассматриваемой здесь темы - русское храмовое зодчество - и продолжить говорить о форме куполов христианских храмов, то для полноты картины нужно сказать, что в архитектуре христианских храмов  используются и другие формы куполов - овальный, блюдце, сфера. Отдельно необходимо упомянуть о существовании конических куполах армяно-грузинского типа- примеры можно посмотреть в комментариях.

— цвет купола, также важен в символике храма.

Золото — символ небесной силы и славы. Золотые купола были у главных храмов (главных куполов) и у храмов, посвященных Христу, а также двунадесятым праздникам.


А все ли зависит от фантазии зодчих?

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Москва)

Голубые (синие) купола со звёздами венчают храмы, посвящённые Богородице: цвет символически изображает небесную чистоту и непорочность, а звезда символизирует вифлеемскую звезду и Рождество.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Суздаль)

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Суздаль)

Зеленые купола имели Троицкие храмы, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Балахна)

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Ярославль)

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Ярославль)

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Суздаль)

Надо понимать, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола как правило зависит от материальных возможностей прихода — потому так часто встречаются «серебряные» купола, сделанные из обычной оцинкованной стали (кровельного железа), практично и относительно недорого.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Суздаль)

Купола темного (кажется, что черного) цвета свидетельствуют главным образом о том, что не хватает средств на покраску (медь, из которой сделана основа купола (медное литье, утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, неотрывно сопровождало всю историю русской религиозности и благочестия) со временем окислилась и приняла такой цвет).

А еще темный оттенок — это цвет монашества, такие купола бывают у монастырей.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Московская область)

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Тюмень)

Справки ради, хочу заметить, что изначально главы у храмов были просто кирпичные или белокаменные, или покрыты черепицей,

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Москва

или деревянным тесом:


А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Московская область)

И только позднее купола стали покрывать металлом (железом и медью) и красить.

Яркими представителями нарушения традиций являются: замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного (будто разноцветные леденцы) говорит о красоте Небесного Иерусалима.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Москва)

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(из интернета)

Или причудливый купол-корона, о котором я уже вам рассказывала в рассказе уходит в высь очам на диво

А все ли зависит от фантазии зодчих?

Внешний вид (форма) и цвет храма также могут многое нам поведать.

Форма храма

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.

Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Цвет стен храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

А все ли зависит от фантазии зодчих?

Голубой — в честь Пресвятой Богородицы

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Сергиев Посад)

Красный — посвященный мученику (мученикам)

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Москва)

Зелёный — преподобному

А все ли зависит от фантазии зодчих?
А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Москва)

Жёлтый — святителю

А все ли зависит от фантазии зодчих?

(Москва)

Вот, такой «краткий курс» по символике храмов (повторюсь — это не догма, а основные традиции), который я почерпнула, просмотрев множество сайтов в интернете и сделав «выжимки». Теперь, друзья-туристерцы, и вы сможете «читать» глядя на тот или иной собор. А если тема вам тоже показалась интересной и полезной, то второй частью я сделаю «краткий курс» по устройству храма.

P.S.

Прошла неделя со дня публикации этого обзора. Углубившись в суть вопроса, я нашла еще массу новых интересных деталей. Обязательно расскажу в следующих подборках.

733 – карма
Позиция в рейтинге – 251
Комментарии