Турист Наталья Путешественница (nat4450)
Наталья Путешественница
была 27 сентября 2022 20:42

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

39 22

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Дом с Химерами (укр. — Будинок з химерами)

Есть в центре Киева одно диковинного вида здание, похожее на таинственный замок, мимо которого нельзя пройти, не задержавшись взглядом, поскольку его убранство кажется окаменевшим зоопарком и террариумом.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Роскошные фасады, как и причудливая лестница у парадного входа, украшены не только скульптурами обитателей наземного и подводного мира, но и атрибутами охоты, сказочными существами и химерами, словно перенесены с островерхих крыш и балконов прославленного собора Notre Dame в Париже. А подобная изобразительная бионика если где и встречалась ранее, то только у Гауди в Парке Гюэль, но там выражены скорее силы ботанические. А здесь? Искусствоведы, архитекторы, специалисты по недвижимости до сих пор не знают, к какому стилю отнести эклектичное творение Владислава Городецкого.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Даже если путешественник подготовлен к встрече с этим причудливым объектом: зрителя удивляют не объемы и линии здания,

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

а фантастическая архитектура,

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

вырывающаяся из этих объемов и линий,

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

создается впечатление, что дом пророс, только в роли побегов выступают не плющ или лианы, а разнообразные фигуры животного мира. И притихший в полном недоумении зритель, замирает, рассматривая каменный зверинец…

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Удивительны и композиционные загадки в формировании сюжетных групп. Так, в стены загадочного дома вмурованы бетонные головы крокодилов, носорогов,

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

жирафов, львов, антилоп и оленей, а в желобках колонн прячутся юркие ящерицы и змеи,

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

водопроводные стоки заменяют бетонные слоновьи хоботы.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

А на кромке крыше дома посреди болотных трав и лилий притаились гигантские жабыи загадочные морские чудовища,

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

звери-драконы в компании с нереидами, глубокомысленно взирающие на прохожих.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

«Битва орла со змеями» одна из скульптурных композиций украшающих дом с химерами. Орёл побеждает змея, но на помощь побежденной змее уже спешит другая и исход битвы неясен.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Вместо волос на женских головках бутоны, фантастические листья и … цепи??? Раскинутый невод… Рыбы бьют хвостом,

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

пытаясь сбросить со спины прекрасных наездниц. Орлы раскинули свои огромные крылья.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Парадную лестницу скульптор украсил лепным фризом и рельефами, в центре поместил колонну с изображением огромного дельфина, обвитого растениями. А что может означать гигантский питон на углу здания? Почему здесь все эти экзотические детали, обильно декорирующие фасад дома? Ответы на эти загадки до сих пор не знает никто, секрет знал только автор творения — киевский архитектор начала XX века Владислав Городецкий, личность, говорят, во многом незаурядная и столь же таинственная. Ну, может быть еще и миланский скульптор Элио Саля, выполнивший скульптурные украшения по собственным эскизам Городецкого (оставивший свою подпись «E. Sala. 1902» под скульптурной композицией борьбы львицы и орла).

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Поэтесса Ольга Анстей (1912 — 1985) написала непривычный для той эпохи пасторальный сонет об одном из лучших образцов «киевского модерна», известном как «Дом с химерами»:

Безвкусный фантазер, манерный мим
Тебя придумал в сне самолюбивом.
Над площадью заносчивым массивом
Ты вырос, удивлен собой самим!..
Ты весь кричишь, недвижностью томим,
Но суждено коснеть хвостатым дивам
И необузданных нереев гривам
Застынуть в судороге пантомим!..

Поскольку внешний вид здания волновал, очень скоро «Дом с химерами» превратился в архитектурную достопримечательность Киева, и, как все неординарное, стал обрастать слухами и легендами, которые, передаваясь из уст в уста, оказались очень живучими. Сейчас их можно встретить в газетах и путеводителях, да и любой киевлянин, мало—мальски интересующий историей родного города, при случае с удовольствием поведает вам одну из версий- легенд. Нельзя сказать, что все из них — неправда. Судите сами:

Согласно первой легенде, В. Городецкий построил сей удивительный дом в память о своей дочери, которая, бросившись в воды Днепра (как вариант — утонула в Средиземном море), покончила жизнь самоубийством-то ли из-за семейной ссоры, то ли из-за несчастной любви… От того и в оформлении фасада здания так много морских мотивов. Однако, как было установлено, Елена Городецкая (в замужестве Яценко) вовсе не думала топиться и во время строительства дома была жива и здорова, и вообще пережила отца на несколько десятилетий, перебравшись со всем семейством сперва в Польшу, а потом, по окончании войны, в Швейцарию.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Еще упорнее — вторая легенда — ходили слухи о том, что дом с химерами был предназначен для его любовницы, погибшей на охоте — отсюда, мол, и головы зверей на фасаде.

Приверженцы третьей легенды утверждают, что дом принадлежал отставному адмиралу — не случайно же в 1920–1930-е годы киевляне называли этот дом не иначе как «Морское дно».

Четвертая легенда говорит о чудаковатом жителе Киева, желавшем просто подразнить титулованных чиновников из дома напротив — во времена Городецкого там помещался штаб военного округа.

Пятая легенда (правда) гласит, что В.Городецкий заключил пари с известными киевскими архитекторами А.Кобелевым и В. Леонтовичем, что он за два года сможет построить здание, используя новые по тем временам материалы: цемент и бетон. Толчком послужила фраза Александра Кобелева, который, услышав о намерениях В.Городецкого по строительству, приложил руку ко лбу зодчего и с пафосом произнес: «Да вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея». Дом был выстроен в рекордные сроки за два года. В определенный условиями пари день и час Городецкий не без восторга показывал изумленным коллегам свой дом… На фуршете он, поднимая бокал, сказал: «Дом, может, и несколько странный, зато не найдется в Киеве человека, который шел бы мимо и не остановил на нем свой взгляд». Представляя свой дом, В. Городецкий не только выиграл пари, но и доказал свою профессиональную состоятельность.

Шестая легенда гласит: архитектура была призванием В.Городецкого, но на первом месте, все же, стояла охота, которой посвящалось все его свободное время. Именно сны об африканской саванне и ее обитателях ожили в дивных фантазиях дома с химерами.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Рассказчики седьмой легенды полагают, что «химеры» — всего лишь ловкий рекламный трюк. Таким образом, дескать, хозяин стремился продемонстрировать замечательные возможности нового стройматериала — цемента…

Согласно восьмой легенде, перед тем, как покинуть дом, В.Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все жильцы особняка будут несчастливы, и только лишь потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями либо арендовавшие их, все банкротились — их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались. Если учесть тот факт, какие структуры в последнее время располагаются в этом доме, так и призадумаешься: «А не правда ли это?».

Также существует девятая легенда, согласно которой дом строил не Владислав Городецкий, а Николай Добачевский. Но эта легенда опровергается тем, что на всех чертежах дома стоит подпись Городецкого.

И так, какая же из версий — легенда, а что является правдой? Сегодня можно с уверенностью утверждать, что хозяин дома не был ни адмиралом, ни горевавшим по дочери отцом, ни мужчиной, оплакивающим свою любимую женщину, ни рекламщиком, ни…

Зная это, тсссссссссс! — ни в коем случае не пытайтесь переубедить своих добровольных гидов, вы ведь знаете, что порой легендарные истории значат даже больше, чем подлинные факты. Кроме того, история «вспоминает», что первый хозяин дома был еще хорош и виден собой: высокий, статный, один из первых в Киеве владельцев собственного авто, кумир мальчишек и предмет тайных страданий дам. Ему ничего не стоило появиться на улице с ручной обезьянкой на плече или пройти по Крещатику в компании дрессированного жирафа. Последнее, разумеется, откровенное вранье и очередная легенда, но все же не совсем безосновательная, поскольку Городецкий действительно привез из африканского путешествия в 1911 году чучела убитых им животных и передал коллекцию зоологическому музею.

Что же касается истории создания дома с химерами, то ловкая реклама бетона, пари с недоверчивыми коллегами, коммерческий расчет, увлечение охотой и даже вполне понятное желание подразнить почтенную публику — все это вполне возможно и даже отчасти имеет место, но ровным счетом ничего не объясняет. Остается одно: город либо так и не узнал суть произошедшего, либо забыл, либо на неопределенное время отложил обнародование ответа на свою бетонную загадку.

Так или иначе, но здание, известное как «Дом Городецкого», либо как «Дом с химерами» в 1903 году появилось в престижном буржуазном районе Киева.

(из интернета)

Строительство дома в стиле раннего декоративного модерна, не характерном для территории Украины в начале XX, Владислав Городецкий строил к своему 40-летию. Финансировал строительство он на заёмные средства с намерением создать доходный дом с помещениями для своей семьи.

Как все случилось? В. Городецкий жил и работал аккурат в этом районе. Ему удалось почти за бесценок (15, 6 тыс. руб.) приобрести здесь — на бывшем берегу осушенного Козьего болота — небольшой участок земли — 1550 м², считающийся (из-за слишком крутого обрыва) непригодным для застройки. Однако, надо отдать должное, это не смутило профессионала строительного дела. Городецкий впервые использовал новые по тем временам материалы: цемент и бетон, и поистине революционные для тех времен технологии (под руководством инженера Антона Страуса).

Талантливый архитектор, он так спроектировал свой дом, что смог обойти и сложные грунтовые условия, и наиболее рационально использовать земельную площадку для строительства. В частности, для укрепления устойчивости склона было вбито (на глубину 5 метров) почти 50 бетонных свай. Сам дом спроектирован в форме куба, но из-за наличия этого склона, получилось так, что со стороны улицы Банковой он имеет три, а со стороны площади Ивана Франко (театра) — шесть этажей.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Интересно использование высокого парапета на крыше, что позволило практически скрыть кровлю. Говорят, что здание является первым «бескровельным» в украинской столице.

Общая площадь здания составляет 3 309,5 м². Расположение комнат в доме — веером, по ходу солнца, что создавало условия для хорошего естественного освещения.

На первом этаже — кроме двух квартир — со стороны площади Ивана Франко размещались еще две конюшни, две комнаты для кучеров и общая прачечная. Всего в доме было семь квартир: двух- и трехкомнатные на первом этаже, шестикомнатная — на втором, восьмикомнатные — на третьем и шестом, девятикомнатная — на пятом и десятикомнатная — на четвертом. Все они были связаны между собой лифтом и лестницами. Сам Городецкий занимал четвёртый этаж здания, площадь которого составляет около 380 м², остальные — сдавал в аренду.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Пример внутреннего оформления (из интернета):

Жилье здесь было экстра-класса: квартиры 8-комнатные, 9-комнатные и 10-комнатные (плюс 2–3 комнаты для прислуги, комната для гувернантки, запасная комната, буфетная, посудомойная, два клозета, две кладовые и проч.). Чтобы представить себе уровень жильцов, достаточно сказать, что здесь, например, квартировал Всеволод Голубович — премьер-министр Украинской Народной Республики (первой в ХХ веке независимой украинской державы)

Внутренние интерьеры дома полностью соответствуют его внешнему виду: интерьеры с художественными росписями, мрамором, лепным декором, деревянной резьбой, инкрустацией, всюду украшения из многочисленных охотничьих трофеев.

Лестничные балясины в форме лап орла — парадная лестница обрамлена с двух сторон сказочными птицами, хватающими острыми когтями белые мраморные ступеньки. Над всем этим возвышается скульптурная композиция из двух огромных фантастических рыбьих фигур, винтообразно закрученных и увитых водорослями. Сверху водоросли увенчаны цветами, в которые вмонтированы лампочки в белых матовых шарах. Стены вдоль лестниц покрыты лепниной — гирлянды битой дичи, оленьи рога и прочие охотничьи трофеи. Холл в образе морского царства с огромным спрутом и перламутровыми ракушками. Этот спрут до сих пор изумляет исследователей — даже хрупкие на первый взгляд ракушки выполнены из бетона, который впоследствии покрыт перламутром. Потолок, украшенный ананасами. Комнаты расписаны «под морское дно», в том же стиле решено оформление лестничных клеток и других помещений дома.

Чтобы понять какие материалы и изделия были применены при возведении дома, обратимся к собственноручным описаниям Городецкого, которые и до сих пор хранятся в архивном деле: «…обшивка стен — ольха, 4 живописных плафона работы Eugenio Sala, парадные мраморные ступеньки (из белого карасского мрамора в черную жилку)… все работы по оковке дверей и окон и все декоративно-металлические изделия — бельгийское общество металлических изделий, паркеты — Здолбуновская паркетная фабрика"Тайкург», керамическая плитка для пола, ванн и клозетов — завод Бергенгейма в Харькове, облицовка стен в ванных — фаянсовыми плитками Веллера, бронза и электрическое освещение — фабрика бронзы Сековского в Варшаве по специальным рисункам…». Также большую художественную ценность представляли камины известной немецкой фирмы Мейсона.

Помимо квартир, конюшни, прачечной и кладовых, в доме были винные погреба и коровник, Городецкий хотел каждый день поить своих жильцов свежим молоком. Расположение коровника было подобрано таким образом, чтобы запах не доставлял жильцам неудобств.

Кроме странно украшенных фасадов «Дома с химерами» — мифологической и охотничьей тематики на фронтоне — имеются скульптурные украшения и около дома.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Слева от центрального фасада — во дворе — располагались искусственное озеро, фонтаны, сад с альпийской горкой (площадью около 320 м²).

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Общая стоимость земли и строительства составила 133 тыс. руб. Предполагаемый годовой доход от аренды составлял 7,2 тыс. руб.

Однако, из-за финансовых проблем, связанных с увлечением сафари — осенью 1911 г. Городецкий уехал охотиться в Африку (да, друзья, не только мы с вами любим путешествовать!) , а уже в июле 1912 года он был вынужден заложить свою недвижимость — «Дом с химерами» — Киевскому обществу взаимных кредитов: слишком большие затраты на сафари поставили Городецкого в затруднительное материальное положение. Хозяин думал, что закладывает свой дом на время, оказалось — навсегда. Выкупить его Городецкому так уже и не удалось… Как, впрочем, и построить рядом с «Домом с химерами» еще один необычный дом. Ведь архитектор приобрел еще и соседний с новым своим домом участок земли, расположенный на точно таком же крутом склоне (сейчас на этом месте расположена лестница, ведущая вниз, к площади Ивана Франко).

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

На этом участке, как и на предыдущем, также можно было соорудить только нечто совершенно невиданное (помните? — с точки зрения бытовавших в то время правил здесь ничего строить нельзя!). Возможно, Банковая улица тогда украсилась бы еще одним шедевром, но, увы, на соседнем участке архитектор так ничего и не построил.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Затем хозяева у «Дома с химерами» менялись еще не один раз. После революции 1917 года здание было национализировано, некоторое время дом использовался в качестве жилого (коммуналки), а потом его занимали разные официальные инстанции и учреждения.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

В 1998 году был разработан проект реконструкции «Дома с химерами». Восстановление интерьеров осуществляли по старым сохранившимся чертежам. После капитального ремонта (с весны 2005 года), три этажа (третий, четвертый и пятый) переоборудовали под малую резиденцию Президента Украины — помещения используются для приёма иностранных делегаций (учитывая вышеперечисленные экзотические интерьеры этого здания, выбор места «для встреч на высшем уровне», надо признать — довольно специфично). На первом и втором этажах резиденции Главы государства расположены служебные кабинеты работников Государственного Протокола и Церемониала президентской Администрации.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

В доме на Банковой, 10 есть зал для вручения верительных грамот, правительственный зал для подписания документов и малый зал для переговоров. Также есть зал «тет-а-тет», где Президент Украины проводит встречи с глазу на глаз. Здесь имеются помещения для брифингов и комната для проведения торжественных праздничных приемов.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Неудивительно, что многие люди, впервые оказавшись в Киеве, спешат непременно увидеть это легендарное сооружение, являющееся памятником архитектуры. Тем более, что находится оно в самом центре столицы — на Банковой, 10 в Печерском районе украинской столицы. Судьба уготовила ему стать лицом столицы наравне с Мариинским дворцом. Найти дом Городецкого легко. Его адрес тот же, что и сто лет назад — ул. Банковая, 10.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

Нужно доехать на метро до станции «Крещатик». Далее возможны два варианта пути:

— выход на ул. Институтскую. " Дом с химерами» не перепутаешь ни с каким другим: здание расположено напротив Администрации Президента Украины.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

— выход на ул. Городецкого, повернуть налево и через две минуты, оказавшись около театра И. Франка, подняться вверх по лестнице.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом
Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

…И хотя прав оказался архитектор: его «Дом с химерами» украшает город, но, согласитесь, есть все же в этом доме на Банковой смысловой излишек, не укладывающийся до конца ни в рамки нашего понимания, ни в рамки модерна. Может быть, дело в том, что смотреть на него нужно из точки нам недоступной? — например, сверху… И тогда, вдруг, нагромождение экзотических застывших тварей станет прообразом, например, райского сада? — отпечатком неведомой на земле гармонии… Или будоражащий секрет не в сюжете, а в недоброй тяжести материала, которую нужно победить волевым, преображающим бетонные уродства, усилием? А может, главное искушение кроется в красавицах-сиренах? — вот уже более ста лет пленяющих своим сладкоголосым пением слух горожан, но не слышимое уху посторонних… Так или иначе, но уж точно еще не было ни одного прохожего, который не остановил бы на доме-дворце свой удивленно-восхищенный взгляд — безудержная фантазия Городецкого до сих пор околдовывает…

P. S.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Кстати, Городецкий был признанным мастером придумывать и реализовывать проекты, которые вначале всем казались безумными, а затем попадали во все городские путеводители как главные достопримечательности…

Так, ко времени строительства «Дома с химерами» В. В. Городецкий был известен как крупный архитектор, разработал многие здания Киева — в частности, костел св. Николая,

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

кенассу

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

и Национальный художественный музей Украины.

Мимо него нельзя пройти, не задержавшись взглядом

(из интернета)

Если же вспоминать все, к чему за тридцать лет пребывания в городе приложил руку Городецкий, пальцев не хватит уже на первое десятилетие.

Уроженец винницкой земли, ровесник польского освободительного восстания (за участие в предыдущем, тридцатью годами раньше, семья уже поплатилась родовым поместьем Жабокричи), Владислав Лешек Дезидерий Городецкий появился в Киеве в начале 90-х годов с твердым намерением составить себе имя, вернув некогда шляхетному роду порядком поистраченное величие. Амбиции юного архитектора простирались вплоть до обзаведения собственным гербом, так никогда и не появившимся. Клиенты, подряды, заказы не замедлили появиться: талантливый и расторопный юноша не брезговал никакой работой — от сооружения отхожих мест («ретирад», как выражались благовоспитанные люди) до проектирования тогдашних промышленных гигантов, к примеру, корпусов Южнорусского завода, и поныне возвышающихся рядом с вокзалом.

После революции 1917 года автор знаменитого дома мало интересовал советскую власть. В 1920 г., оставшись без средств к существованию, Городецкий навсегда оставляет Киев и переселяется в Польшу. Там он открывает собственное архитектурное бюро и выполняет работы по заказу американской инвестиционной компании «Генри Улен и К». Это сотрудничество оказалось удачным, американцы делают Городецкому новое предложение: в должности главного архитектора их новых проектов отправиться в Иран. Вскоре незаурядный архитектор приобрел заслуженную популярность и в этой стране, следствием которой явился заказ от иранского шаха на сооружение дворца для главы государства. Этот красивый восточный дворец, решенный в стиле сказок «Тысячи и одной ночи», оказался последней работой знаменитого киевлянина. В 1930 г. его не стало, могила находится в Тегеране. А благодарные жители Киева не только восхищаются творениями талантливого зодчего, внесшего в архитектуру города свой загадочный и неповторимый штрих, но и назвали в его честь одну из улиц столицы Украины.

Больше фото найдешь здесь: еще не было ни одного похожего...

Альбом с дизайном  внутреннего убранства дома - здесь: внутреннее убранство

733 – карма
Позиция в рейтинге – 244
Комментарии