Для того, чтобы стать парадным входом в город с моря, Приморскому бульвару какое-то время не хватало одной, но весьма важной детали.
Ею стала сооружённая к началу 40-х годов XIX века по проекту Боффо Потёмкинская лестница. В давние времена называли её Бульварной, Гигантской, а Потёмкинской начали называть после Октябрьской революции в память о восстании на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический».
Идея устройства парадной лестницы принадлежала выдающемуся архитектору А. И. Мельникову и входила в планировку бульвара. 15 июня 1826 года проект бульвара одобрил царь Николай I. Грандиозная лестница была построена в 1841 г. Автор проекта - архитектор Боффо очень удачно разработал её пропорции (ширина вверху 12,5 метра, внизу - 21,6). В разработке технических и конструктивных проблем, связанных с сооружением лестницы, участвовали инженеры Ю. Морозов, Уоптон и др. Лестница насчитывала 200 ступеней; 10 маршей по 20 ступеней каждый и 10 площадок. Длина её 142 метра, высота - 24. Спускалась она к самому морю. Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница - 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу. Интересны некоторые особенности лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, тем самым зрительно увеличить длину лестницы, придать ей величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, приходившими в город за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом. Лестница в разное время носила названия: Гигантской, Бульварной, Городской. После выхода кинофильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получила название Потёмкинской, так как отдельные сцены фильма снимались на ней. Одесский писатель Юрий Олеша писал: "...Знаменитая одесская лестница после картины "Броненосец Потёмкин" вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня". Писали о Потемкинской лестнице и другие литераторы: Нечуй-Левицкий, Н. Гарин, А. Грин, М. Твен, А. Свирский, А. Островский, Я. Полонский, К. Чуковский. Сейчас лестница имеет 192 ступени. Восемь ступеней засыпали, когда Приморская улица (Суворова) была поднята к теперешнему уровню.
В этом году Юморину в Одессе праздновали три дня: 30 — 31 марта и 1 апреля.
31 числа у нас были билеты на вечерний концерт в филармонию, а потому в центр мы выбрались пораньше, чтобы попасть на Фестиваль Живой Скульптуры — смотри фотоальбом, а также видео — живые скульптуры в Одессе.
После окончания фестиваля мы, конечно, отправились к мэрии и на бульвар, где развернулась торговля праздничными сувенирами и подарками. Сувениров было великое множество. Оно и понятно — на Юморину в Одессу едут изо всех усюд!
Из любой поездки хочется привезти в подарок друзьям и знакомым что-то интересное, а из юмористической Одессы — вообще эдакое!
Подарки и сувениры — дело, на первый взгляд, пустяковое, а на самом деле — попробуй-ка, угоди ожиданиям ближнего!
Сара зовет на именины друзей. Пригласила Абрама, Исмаила и Ивана: «Дорогие мои, много я не хочу, подарите мне что-нибудь золотое!»
Приходит Абрам: «Сара, милая, поздравляю, весь город обегал, но достал, — и вынимает какао «Золотой ярлык».
Исмаил: «Сарочка, дорогая, я принес такой подарок, сувенир „Олень — Золотые рога“, — и вытаскивает маленькую статуэточку».
Сара думает: «Хитрые, обманули меня, может Иван?
Наконец приходит Иван и говорит: «Хорошая ты моя, с именинами тебя, ничего золотого я не нашел, зато привел другана Федю, не друг — золото…»
А тут — на бульваре — кроме сувениров, продавалась еще и экипировка на праздник следующего дня — Юморина ведь! Обязательно нужно быть в подходящем прикиде! Ведь наряжаются все: и стар, и млад! Потому коробейники разложили свои развалы: выбирай на любой вкус!
Кроме того, совершая эту прогулку, мы преследовали еще одну цель — подойти к памятникам людей, живые скульптуры которых мы только видели на фестивале.
Мы прошли совем небольшой отрезок пути — всего несколько сот метров, но идти его можно доооооооооооолго, если внимательно рассматривать встречающиеся здания, практически каждое из которых привлекает внимание своей архитектурой и замысловатыми украшениями.